НАСЕЛЕНИЕ:
545
Старейшин: 29
Жителей: 515
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Жителей: 0
Здравствуйте, Гость! Главная | МАТЕРИАЛЫ | Регистрация | Вход
МЭРИЯ
УЛИЦЫ
ПЕРЕУЛКИ
РЕКЛАМА
СТАТИСТИКА

Рейтинг SunHome.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

© FANTAZM-S.ru
2004 - 2017
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Жителей: 0

Присоединились новые Жители:

Сегодня: 0
Вчера: 0
За неделю: 0
За месяц: 2

Сегодня заходили Жители:



Добро пожаловать, Bergthor !
Информационная наполненность FANTAZM-S.ru:


Статей: 426
Комментариев: 774
Форумы: тем - 501/ответов - 12651
Книг в библиотеке: 144
Ссылок: 27
В FAQ: 25


Читать Fantazm_s в Твиттере

Главная улица » ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ

Николай Константинович РЕРИХ

РЕРИХ Николай Константинович (27 сентября (9 октября) 1874, Петербург — 13 декабря 1947, Наггар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия), русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда.

Член «Мира искусства». С 1920-х годов жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией («Помни», 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой «космической эволюции». В 1924-1928 совместно с Ю. Н. Рерихом и в 1934-1935 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии (книги «Сердце Азии», 1929, «Врата в будущее», 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей); основал Институт гималайских исследований в Нигаре — «Урусвати» (1929-42; совместно с Ю. Н. Рерихом). Сборник стихов «Цветы Мории», 1921; прозаические книги эссеистского и дневникового характера: «Пути Благословения», 1924, «Твердыня Пламенная», 1932, «Нерушимое», 1936, «Алтай-Гималаи», на русском языке — 1974. В Москве создан Международный центр Рерихов (1992; преобразован из Советского фонда Рерихов).

Родился в семье нотариуса. Учился в Академии художеств (1893-1897) у А. И. Куинджи, а также в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). Был членом объединения «Мир искусства», занимая пост его председателя в 1910-1918.

На рубеже веков активно занимался археологическим изучением славянских и угро-финских древностей в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской губерниях. В 1899-1904 написал большой цикл архитектурно-исторических живописных этюдов Пскова, Ростова Великого, Смоленска, Изборска и др. русских городов; в национальной романтике этих образов, своей красочной лепкой проникновенно воссоздающих фактуру древних пейзажей и построек, органично соединил археологию с искусством. Охрана памятников старины становится для него насущной философской проблемой, обеспечивающей верную историческую перспективу, «искания будущей жизни» (как он пишет в очерке «Иконы», 1910).


НАЧАЛО ПУТИ

В исторических картинах молодого мастера [«Гонец» («Восста род на род»), 1897; «Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; «Бой», 1906; все — Третьяковская галерея] палитра со временем становится все ярче, эпизоды минувшего претворяются в подобия символических откровений о судьбах мировых культур, являющих свои общие архаические корни. Историческое развитие все чаще предстает как цепь вселенских катаклизмов («Небесный бой», 1912, Русский музей, — где грозная игра тяжелых облаков словно дублирует битву на земле), средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея; «Три радости», 1916, Русский музей).

Свои феерические красочные видения художник плодотворно воплощает и в сценографии (оформление спектаклей: «Пер Гюнт» Г. Ибсена (1912, в Московском Художественном театре), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1913, антреприза С. П. Дягилева в Париже), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1914, антреприза Дягилева в Лондоне). В этот период Рерих также активно работает и в монументально-декоративном искусстве, став одним из самых ярких представителей «церковного модерна», обновляющего традиционную византийскую иконографию. Однако наиболее крупные его монументальные работы — росписи церкви св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-14, с композицией «Царица Небесная на берегу Реки Жизни», где мастер соединил христианскую и древнеязыческую природную символику), а также панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915-16) не сохранились.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

На смену ранним археологическим научным публикациям и художественно-критическим обзорам Рериха приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М. Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам — к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.


ТРАНСГИМАЛАЙСКАЯ ЗКСПЕДИЦИЯ

После Октябрьской революции у Рериха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу — и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1920 он живет за рубежом, главным образом в США. С 1923 начинает из Сиккима свою знаменитую Трансгималайскую экспедицию с целью исторического, этнографического и топографического исследования Внутренней Азии. Постоянно находясь на скрещении геополитических интересов различных государств, Рерих в процессе экспедиции закрепляет свой все более значительный международный авторитет — в роли своего рода мирового посредника. В 1925 он через Синцзян приезжает в Москву и передает советским руководителям «послание махатм», духовных учителей Востока, в котором приветствуются социалистические преобразования в России. В 1926-28 через Алтай, Монголию и Тибет возвращается в Сикким. Для обработки результатов экспедиции и дальнейших изысканий — как гуманитарных, так и естественнонаучных — Рерих в 1929 учреждает Институт гималайских исследований (или Институт Урусвати — от санскритского слова, означающего «утренняя заря») в долине Кулу (Западные Гималаи), сделав его постоянной своей резиденцией. Духовным итогом путешествий по Внутренней Азии стали книги «Алтай-Гималаи» (1927), «Сердце Азии» (1929) и «Шамбала» (1930).


КЛАССИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕНЫЙ СТИЛЬ РЕРИХА

Елена РЕРИХ

Но гораздо более известны живописно-художественные итоги этих лет. В конце 1910-20-х гг. закрепляется классический стиль Рериха-художника. Обладая фантастическим трудолюбием, он (работая теперь почти исключительно темперой) пишет сразу несколько картин, которые слагаются в единые циклы, «подчиненные одной сущности», «спаянные в незыблемом соответствии красок и формы» как «ожерелья из самоцветов» (по его собственным словам из притчи «Пламя», 1918). Сквозь сильные, яркие по цвету, как бы «космические» образы величественной природы, древних монастырей и символических монументов (наскальные знаки, оживающие фигуры богов и героев) проступают религиозно-буддийские или фольклорные лейтмотивы — Будды-Майтрейи как олицетворения грядущего всесовершенного мирового порядка или Гэсэра, воина-освободителя из монгольского эпоса. Горные вершины воспринимаются как монументальная граница Шамбалы, мистического царства справедливости с царями-жрецами. Лишь одним из многих примеров может служить цикл «Майтрейя», который Рерих в 1926 подарил М. Горькому (Нижегородский художественный музей).

Все больше сил Рерих — вместе с женой, Е. И. Шапошниковой, создавшей в 1920-30-е гг. учение Агни-Йоги («Огненной йоги»), — отдает теософии, понимаемой не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рериха во многих странах мира увлекает провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди он издает в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933), а мистическое кредо живописно выражает в картинах «Матерь Мира» (1924) и «Мадонна Орифламма» («Владычица Знамени Мира», 1933). Культуроохранительные идеи Рериха, идеи «Мира через Культуру» воплощаются в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, заключенной в Гааге в 1954.

Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков — «Листы дневника» (1934-35) и «Моя жизнь» (1936-47). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры — в т. ч. с Р. Тагором и Дж. Неру — он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.

Среди верных соратников мастера были его жена Е. И. Шапошникова, а также сыновья, востоковед Ю. Н. Рерих и художник С. Н. Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве (с 1992) существует Международный Центр Рерихов. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.

--> ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ | Добавлено: Эльсойер (21 Июль 2006)
Просмотров: 7074 |
другие материалы
НОСТРАДАМУС: ПРОРОК, ИСКАТЕЛЬ ...
ТОТ, КОТОРЫЙ ИСЦЕЛЯЕТ
НИКОЛА ТЕСЛА: МЫСЛИТЕЛЬ, ЯСНОВ...
ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛЬНИЦЫ: ЛЮБВЕОБИЛЬН...
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ФЕИ?
ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (2 ...
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
УГОЛОК ЖИТЕЛЯ
Проекту Территория F.A.S. требуются помощники-единомышленники!
ПОИСК
ОБЛАКО ТЕГОВ
иллюзия реальность смерть астрал развитие познание мудрость наука мечта любовь общество путь знание заблуждения сила шаманизм Магия истина Жизнь поиск выбор вера свобода вуду психология здоровье гипноз саморазвитие рельность трансерфинг сила мысли История Планета осознанные сновидения Сон Конец света апокалипсис душа мистика Религия исследования теософия притчи обман экология Загадки аномалии Тайны стереотипы медицина НЛо вселенная вода эсхатология мифы легенды непознанное Квантовая физика хрустальные черепа время
ОПРОС
ВАМ ИНТЕРЕСНЕЕ:

Всего ответов: 1161
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
☰ 26 Апрель 2017
КОПЬЁ СУДЬБЫ: ВЕРСИИ, ФАКТЫ и ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
☰ 19 Апрель 2017
ФЕНОМЕН МАУГЛИ — МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ
☰ 12 Апрель 2017
БЫЛИ ЛИ ЛЮДИ на ЛУНЕ?
☰ 05 Апрель 2017
СТРОИМ СВОЁ СЧАСТЬЕ: ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ, СПОСОБЫ
☰ 29 Март 2017
«НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ»: АНТИЧНОСТЬ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
☰ 22 Март 2017
«АНТИЧНЫЕ» ТРУДЫ — РОДОМ из ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Хостинг от uCoz